Культура карелов-ливвиков
История

Язык

Быт

Сохранение

Быт

Труд и промыслы   Строительство   Интерьер   Транспорт   Одежда   Семья   Кухня

Транспорт

В крае, богатом реками и озерами, основными средствами передвижения в летнее время были лодки: долбленки (hongoi, ruuhi), шитики (veneh), карбасы (karbas), плоты (lautta); зимой - сани (regi) и лыжи (sukset).

О лодках: наиболее древний тип лодки - долбленка-однодеревка, которую сейчас можно встретить у карел-ливвиков на берегах маленьких лесных ламбушек. Лодка-шитик или плоскодонка и в настоящее время широко применяется у карел, живущих по берегам рек и озер. Лодка в жизни карела играла важную роль. На ней перевозили грузы, сено с покосов, ловили рыбу, во время свадьбы она часто заменяла праздничную конную повозку, наконец, в последний путь карела также часто провожали на лодке, так как большинство сельских кладбищ располагалось на островах. Причем, лодкой всегда правил мужчина, женщина сидела на веслах.

Для переправы на небольших реках, а также при ловле рыбы, на лесных озерах (ламбушек) пользовались плотами. Позднее их использовали на сплаве леса.

Сухопутных (колесных) дорог было мало, деревни были связаны между собой тропами. Из-за бездорожья бытовал у карел и весьма своеобразный транспорт - олонецкая люлька - конные носилки. Люлька делалась из ивовых прутьев и крепилась к оглоблям. Она обычно использовалась для перевозки чиновников и почетных гостей.

Широко были распространены летние и зимние сани (regi), в том числе санки (regyni).

Самыми простейшими из упряжных средств передвижения были волокуши (volokka), состоящие из двух жердей-оглобель длиной 2 - 3,5 метра.

Только во второй половине XIX века на юге Карелии появились телеги-двуколки, а в начале XX века - четырехколесные телеги - тарантасы. Конная упряжка вплоть до 30 - 40-х годов XX века оставалась у карел основным видом транспорта.

Лыжами карелы пользовались еще в эпоху неолита. Их делали из особого сорта сосны или березы. Кроме "скользящих" лыж для ходьбы по снегу, делали широкие лесные и специальные болотные (suosukset), по форме напоминающие теннисную ракетку.

К началу XX века экипажный промысел был широко развит: изготовлялись кабриолеты, кибитки, телеги, сани, дровни и дроги.

Сервер создан при поддержке Института "Открытое Общество" (Фонд Сороса)

© МОУ "Центр Образования села Коткозеро Олонецкого района"
* 186012, Республика Карелия, Олонецкий район, с. Коткозеро, ул. Школьная, 8
( (814-36) 28-322
kotsch@karelia.ru