Культура карелов-ливвиков
История

Язык

Быт

Сохранение

Язык

Фольклор   Обряды   Литературное творчество   Детское творчество

Семейная обрядность

Обряды и верования

Как и у любого другого народа, жизнь карелов - ливвиков основывалась на соблюдении определённых обрядов, верований, примет.

Чтобы защитить домашний скот от разных напастей, у карелов существовал обряд первого после зимы выгона скота - обряд "отпуска". Совершали этот обряд в день Егория - покровителя скота. Накануне Егорьева дня хозяйка дома, в обязанность которой входил уход за скотом (кроме лошадей), с колоколом на шее трижды обходила дом и затем надевала колокол на корову. Считали, что он спасает скот "от всего дурного". Утром выводили скот обязательно в шерстяных рукавицах и стремились, чтобы животные переступили через кочергу, давали им по кусочку пресной лепёшки, испечённой в великий четверг (suurnellãspãivã), и произносили заговор:

Pyhã Jyrgi syãttãi! Cвятой Егорий - кормилец!
Laske lehmãt meččãh, Впусти коров в лес,
pane hurtat kiinni зверей задержи
raudazih rahkehih, железной сбруей,
vaskizih vandehih. медными обручами.

Обряд "отпуска" скота у карелов не был тайным. В нём принимали участие все мужчины деревни. На окраине деревни делался загон, куда запускали скот. Пастух с горящей лучиной или свечой обходил стадо, тем самым как бы обводил вокруг него огненную черту, через которую в загон не мог уже проникнуть злой дух. У входных ворот загона зажигали костёр, чтобы огнём и дымом изгнать из стада вредоносную силу. На плечи пастуха накидывалась рыболовная сеть, она перекрещивалась на спине и завязывалась узлом на пояснице, а концы её волочились по земле. После отправления "отпуска" сеть клали под большой камень, который затем не трогали, чтобы злые духи, запутавшиеся в сети, не проникли в стадо. Пастух у карелов пользовался особым почётом. Его занятие считалось самым важным и священным. Он, как правило, "знал" колдовство.

Во многих деревнях до сих пор помнят и придерживаются ряда запретов, связанных со скотом. Например, когда хозяйки утром гонят скот в лес, они никогда не здороваются друг с другом и со встречными; увидев в лесу свою корову, хозяйка не должна признавать её и тем более ласкать; войдя в дом после дойки коровы, хозяйка здоровается с присутствующими только после того, как вымоет руки; молоко не продают после заката солнца, после отёла коровы и т.п.

Было много и других различных примет, запретов, заговоров, связанных, по представлению карелов, с сохранением, благополучием и преумножением скота, который кормил большую карельскую семью. Например, во время стрижки овцы железными ножницами (keriččemet) не забывали произнести фразу: "Huaba keriččijãlle" - "Осина стригущему", выражавшую пожелание, чтобы у овцы вновь выросла такая же густая шерсть, как листва у осины.

Когда покупали корову, в хлев её проводили обязательно по шубе, положенной вверх мехом, и хозяйка шептала в ухо животному:
Tãs sinun izãndãt, Здесь твой хозяин,
Tãs sinun emãndãt, здесь твоя хозяйка,
Endizet izãndãt - emãndãt kuoltih. прежние хозяин и хозяйка умерли,
Kodi paloi, tuuli tuhkat vedi, дом сгорел, ветер золу унёс,
Tuhkat, tuhkat, tuhkat. золу, золу, золу.

Много обрядов, примет и верований сопровождали охоту и рыбалку. По традиции считался важным первый весенний улов: от того, каким он будет, зависел якобы успех всего сезона. Кроме того, крестьянин верил, что по первому улову можно определить удачное время сева зерновых, что обеспечит хороший урожай и, следовательно, убережёт семью от голода и несчастий.

По погоде в определённые дни (масленица и пасха) предсказывали, каков будет сезон: если дул северный ветер, значит не жди удачи. (Вообще северный ветер и неполная фаза луны считались у карелов крайне неблагоприятными не только для рыбной ловли, но и для изготовления снастей). Ещё весной определяли по разным приметам, в какое время весны та или иная рыба начнёт и кончит метать икру. Считалось, например, что плотва начнёт нереститься в такую же погоду, какая пришлась на масленицу; щука - когда поёт дрозд, а лещ - при первом куковании кукушки и цветения можжевельника.

Карелы верили, что в водоёме живёт водяной дух - хозяин (vedehine), который не любит ни шума, ни ссор. Его следовало задабривать. Водяной мог рассердиться и уйти в другое озеро, уведя с собой рыбу. Его можно было легко рассердить, утопив в озере старое помело, которое выступало в данном случае как сила хозяина огня, враждебная и совершенно несовместимая с силой хозяина вод. Чтобы вернуть водяного со стаей рыб обратно, следовало отыскать помело, и, вытащив из воды, отнести под расщеплённое грозой дерево. Хозяина вод "приглашали" на уху, сваренную на берегу из первого улова рыбы, и просили его содействовать удаче в рыболовном сезоне. Из рыб особо выделялись карелами щука и налим. Щука играла заметную роль в колдовстве. Не случайно щучью челюсть ещё в наше время можно увидеть при входе в дом, она выполняет роль оберега. Если во время рыбалки попадалось много щук, что являлось хорошим признаком, то их выбрасывали обратно в воду. Так поступали и с налимом.

Удилище для удочки делали из любого дерева, однако считали, что лучше рыба ловится на рябиновое, черёмуховое и берёзовое, а ольховое или можжевеловое удилище, наоборот, отпугивало, отгоняло рыбу. Чтобы удочка была "клёвая", ловили змею, зажимали ей хвост ольховой рогатиной и на ольховой палке подносили к её рту крючок, чтобы змея ужалила его. Если рыба не шла в сеть, то сеть стегали ольховыми ветками.

Большое значение при ловле рыбы карелы придавали стихийны силам природы (ветру, дождю, граду, молнии), строгому учёту фаз луны, очистительной силе огня.

С охотой, как и рыбалкой, у карелов связано много различных поверий, примет, заговоров как архаических, так и более поздних, связанных с христианскими верованиями. В различных сферах хозяйственной деятельности нашли отражение представления о нечистой силе, лесовике (meččãhine). Его всячески старались задобрить, "не разгневать" каким-то неосторожным словом или действием. Народ сохранял ещё веру в магическую силу слова: "Зверь - хитёр. Кто не знает такого слова, тот и из ружья не убьёт зверя, к тому в капкан не попадёт он. Главная сила - нужно знать слово".

У карелов особо почитался медведь, его в народе очень боялись. Слово "медведь" в семье карела, как правило, никогда не произносилось, оно имело массу самых различных замен; старались не вспоминать медведя во время святок; считалось, что тот, кто забывал об этом, "мог поплатиться своим скотом в летнее время". Когти и зуб медведя входили в арсенал оберегов, медвежью лапу использовали в народной медицине. Особенно ценным при лечении нарывов считался жир, взятый с медвежьего сердца.

Существовало множество неписаных правил, запретов, которые строго соблюдались хозяевами при заготовке строительного материала для постройки дома. Опасно было рубить липу, ибо считалось: кто её срубит, непременно заблудится в лесу. Ни в коем случае нельзя было использовать сухие деревья - "мёртвые", т.к. в доме, в срубе которого положено хотя бы одно сухое бревно, жильцы заболеют и умрут. К запрещённым для строительства относилась большая группа так называемых "священных" деревьев, т.е. выросших на месте разрушенных часовен, церквей, заброшенных кладбищ, а также с различными аномалиями. Строители при заготовке брёвен наблюдали, как падает первое срубленное дерево. Плохой приметой считалось, когда, падая, оно задевало другие или первая щепка падала срубленной стороной вверх. Строили дом обычно сами хозяева, очень редко доверяя это важное дело незнакомым, так как считалось, что от характера плотника зависела будущая жизнь в доме. Под первый венец "красного угла" прятали предметы - обереги: клочок шерсти для тепла, монеты для богатства, ладан для святости, кости животных для домового.

Сервер создан при поддержке Института "Открытое Общество" (Фонд Сороса)

© МОУ "Центр Образования села Коткозеро Олонецкого района"
* 186012, Республика Карелия, Олонецкий район, с. Коткозеро, ул. Школьная, 8
( (814-36) 28-322
kotsch@karelia.ru