Культура карелов-ливвиков
История

Язык

Быт

Сохранение

История

Олонецкая губерния   Город Олонец

Karjalazet

"Карелия наша у Христа за пазухой", - часто говорят старожилы. Что это значит?

Оказывается, живёт в народе легенда о трёх свечах, зажжённых Господом на карельской земле, - Валааме, Кижах, Соловках. Эти святыни известны по всему миру. Но олонецкая земля особенно отмечена святыми знаками - это и Александро-Свирский монастырь (ныне находится в Лодейнопольском районе), и Задне-Никифоровская пустынь (ныне Важеозерский монастырь), и Афанасиево-Сяндебская пустынь, Андрусовский монастырь и многочисленное количество церквей и часовен.

Карелы

Карелы составляют два крупных этнических массива: большинство карелов живет на своей исконной территории - в Республике Карелия, а меньшая их часть проживает к северу от Верхней Волги на территории Тверской области. Эта южная группа образовалась в ХII веке в результате переселений с собственно карельских земель, происшедших после заключения Столбовского мирного договора. По этому договору Приладожье и районы к югу и к востоку от Финского залива были присоединены к Швеции, и притеснения со стороны завоевателей-шведов заставляли карельское население этих мест переселяться в более мирные и безопасные районы России. Небольшую обособленную группу составляют так называемые валдайские (или новгородские) карелы, живущие несколько западнее, у истоков Волги.

Первоначально карелы представляли собой особое прибалтийско-финское племя, которое в первой половине I тысячелетия проживало на Карельском перешейке, а затем расселилось в Прионежье и на территории к северу от него. Заселение Карелии завершается к ХII веку. Предполагается, что область расселения карелов около Х века достигала на востоке Белого моря и устья Северной Двины, что можно заключить из сообщений о жителях страны Биармии в скандинавских источниках. На этой территории представлены многочисленные топонимы карельского происхождения. Следами прежнего пребывания карелов в этих местах могут являться и карельские заимствования в коми языке.

Первые упоминания о карелах содержатся в скандинавских сагах. Например, Ивар Видфамне в начале VIII века повествует о кораблекрушении, которое он потерпел в Кюръялаботн - Финском заливе. В течение IX - X веков это название неоднократно встречается в древненорвежских и древнеисландских источниках. В русских летописях данный этноним представлен с XII века.

Карелы называют свой край Karjala, свой язык - karjalan kieli, а себя - karjalaine, во множественном числе - karjalazet. В науке выдвинуто предположение о происхождении этих слов от нарицательного существительного karja 'скот, стадо'.

Л. Ф. Маркианова
Петрозаводск
07. 01. 2003

Карелы - один из коренных народов Северо-Запада Европейской части нашей страны. Наряду с общим самоназванием (этнонимом) - карьялани - диалектные группы карелов сохраняют свои самоназвания: карел средней и северной Карелии называет себя карьялани (karjalani), приладожский и олонецкий карел - ливвикёй, ливгиляйне (1ivvikoi, 1ivgilãine), прионежский карел-лююдиляйне (lyydilãine) .

(Живут карелы и в Финляндии, но из-за сильной их ассимиляции рассматриваются сейчас как единая с финнами национальная общность).

Антропологически карелы относятся к европеоидным народам, к беломорско-балтийскому типу.

Проблема происхождения (этногенеза) карелов пока еще не может считаться до конца разрешенной. Общепризнанно, что ряд этнической территории, где проживали племена, объединен этнонимом карела, и формировались предки современных карелов являлось северное и северо-западное побережье Ладожского озера.

Широко распространена точка зрения, что древние карелы сложились в XI - XII вв. на базе местного, западно-финского и пришедшего из юго-восточного Приладожья населения.

В новейшее время выдвинута гипотеза о формировании древних карелов в более раннее время, в первой половине 1 тысячелетия н. э. Предполагается, что процесс сложения древних карелов происходил на основе местного (аборигенного) населения, проживавшего на юге Карелии и юго-востоке Финляндии.

Исторические, археологические, фольклорные и лингвистические данные показывают, что в XII в. корела уже выступала как самостоятельная национальная (этническая) общность с ярко выраженной материальной культурой, богатой фольклорно-эпической традицией. Соседями корелы были такие сложившиеся этнические образования как ижора, вепсы, водь, эсты, саамы, емь, новгородские словене.

К XII в. летописная корела заселяла Карельский перешеек от северо-западных берегов Ладожского озера до северо-восточных берегов Финского залива и Приботнию.

По мнению большинства исследователей, современные карелы сформировались в процессе взаимодействия корелы и веси (предков современных вепсов). В этногенезе карелов приняли участие и саамы (лопь русских летописей).

Упоминания о древних карелах встречаются во многих ранних исторических памятниках - русских летописях, скандинавских сагах, хрониках, буллах папы римского. В русских летописях корела впервые упоминается в 1143 г. К этому времени территория корелы (Карельское Приладожье с близлежащими погостами Иломанси, Саволакс, Яскис, Эврепяя) уже входила в состав Новгородской феодальной республики, а позднее, с 1478 г.- Русского централизованного государства.

Сервер создан при поддержке Института "Открытое Общество" (Фонд Сороса)

© МОУ "Центр Образования села Коткозеро Олонецкого района"
* 186012, Республика Карелия, Олонецкий район, с. Коткозеро, ул. Школьная, 8
( (814-36) 28-322
kotsch@karelia.ru